Недавно завершились полевые исследования в поселке Харута Заполярного района. Целью его был сбор информации по духовной культуре ижемских коми.
Недавно завершились полевые исследования в поселке Харута Заполярного района. Целью его был сбор информации по духовной культуре ижемских коми.
В составе фольклорно-этнографической экспедиции работали кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми НЦ Алексей Николаевич РАССЫХАЕВ и кандидат исторических наук, ведущий сотрудник сектора этнографии того же учреждения Валерий Энгельсович ШАРАПОВ.
Как уже было известно, основателем деревни является ижемский крестьянин Федор Анисифорович КАНЕВ, переселившийся в богатые рыбой и дичью места в 1892 г. из с. Ижмы вместе с женой и тремя детьми. Селение ощутимо выросло в период укрупнения оленеводческих колхозов и ликвидации неперспективных деревень, когда в 1960-ые гг. в Харуту переселили жителей поселка Хоседа-Хард – бывшего районного центра, образованного в 1926 г., деревень Ёгор-Вань, Сявта и др.
Как рассказал Алексей РАССЫХАЕВ, история возникновения и упразднения населенных пунктов и стала одним из основных тем опросов населения Харуты. Через воспоминания жителей удалось восстановить устную историю поселка. Участники экспедиции интересовались национальным составом поселения, этническим самосознанием, знанием языков, отметил научный сотрудник:
- Несмотря на то, что многие предпочитают записываться ненцами, они хорошо владеют ижемским диалектом коми языка, - рассказал Алексей Николаевич, - Отрадно, что в средней школе коми язык изучается на факультативной основе в начальных классах по программе, подготовленной Галиной Ивановной Кожевиной. Она же руководит школьным фольклорным коллективом «Пӧлӧзнича» (Василек) и коллективом «Войвыв дзоридз» (Северный цветок), работающим при Доме культуры.
Богатый материал собран по оленеводческому быту, терминологии, орнаментам, одежде и изделиям из оленьих шкур. Участники экспедиции встретились с мастерицами, много лет проработавшими в оленеводстве, и разузнали о секретах пошива пим, малицы, парки, тучу и падко. Новые сведения зафиксированы по системе питания оленеводов в суровых климатических условиях: использованию дикоросов, оленьего мяса и рыбы, запретах и предписаниях, связанных с питанием. Особый интерес представляют устные рассказы о почитаемых местах, нечистой силе в лесу и помещениях, сглазе, предвестнике смерти урес. По словам жителей, появление кучи мышей в доме предвещает смерть близкого человека.
С большим желанием ученые посетили школьный музей, работающий на общественных началах с 1982 г. Ныне им руководит Анна Александровна Дуркина. Музей хранит многие этнографические вещи, использовавшиеся в быту ижемских коми в XIX–XX вв.: предметы рыболовства (поплавки с инициалами рыбаков, игольницы для сетей), оленеводства, охоты (тасма) и домашней утвари. Уроженец деревни Ёгор-Вань Илья Рокин рассказал об использовании собачьих упряжек, подборе, обучении и питании ездовых собак. Специально для участников экспедиции он запряг собак и продемонстрировал езду на упряжках. К сожалению, в век «снегоходной революции» традиция собачьих упряжек уходит из повседневной жизни.
Фольклорно-этнографическая экспедиция организована в рамках проекта «Коми олӧм» («Жизнь коми»), инициированного заведующим коми отделом Этнокультурного центра Ненецкого автономного округа О.М. Коцюбанской и профинансированного по госпрограмме НАО «Развитие культуры и туризма». Ранее группа исследователей работала в деревне Волоковая (в 2014 г.) и поселке Каратайка (в 2015 г.). Материалы экспедиций использованы в ряде статей, а также был издан сборник фольклорных текстов «Фольклор ижемских коми в Ненецком автономном округе» (2014 г.).
Пресс-служба Совета Заполярного района
(по материалам, предоставленным ЭКЦ НАО)