СОХРАНИТЬ СЕМЬЮ КАК ВЕЛИКУЮ ЦЕННОСТЬ

Специалисты Заполярного района подвели итоги работы с семьями, состоящими на контроле в муниципальных учреждениях образования. На недавнем совещании, посвященном этому вопросу, собрались сотрудники районной администрации и представители различных образовательных учреждений поселка Искателей: социальные педагоги, психологи, руководители школ и детских садов. Целью встречи специалистов стала разработка предложений по совершенствованию системы совместной работы.

   Специалисты Заполярного района подвели итоги работы с семьями, состоящими на контроле в муниципальных учреждениях образования. На недавнем совещании, посвященном этому вопросу, собрались сотрудники районной администрации и представители различных образовательных учреждений поселка Искателей: социальные педагоги, психологи, руководители школ и детских садов. Целью встречи специалистов стала разработка предложений по совершенствованию системы совместной работы.
   Два года назад поселок Искателей стал своеобразной экспериментальной площадкой, на которой была апробирована модель реабилитационного пространства для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так в сентябре 2009 года в Заполярном районе стартовал новый проект муниципальной системы охраны прав детства, в реализации которого были задействовованы все специалисты, работающие с «трудными» семьями. Кроме административного надзора, им оказывалась комплексная помощь и поддержка психологов, социальных педагогов, общественных инспекторов по охране прав детства. Помимо этого, к реабилитационной работе подключались специалисты других сфер и направлений. В проекте предусматривалась работа школы осознанного родительства, школы семейного общения, а также регулярное семейное консультирование.
   - В  феврале 2009 г. Управлением образования была подготовлена, утверждена и разослана во все образовательные учреждения Заполярного района  программа работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - сообщила на совещании начальник Управления образования Заполярного района Ольга ПАКУЛИНА. - Программа провозгласила  в качестве главной задачи выявление и устранение причин семейного неблагополучия. В августе 2009 года Управлением образования была разработана, утверждена и разослана во все образовательные учреждения района  программа реабилитации семей, имеющих несовершеннолетних детей и подростков, находящихся в социально опасном положении. Она явилась основой для организации реабилитационной работы в образовательных учреждениях Заполярного района. В программе подчеркивалось, что семьи, состоящие  на контроле,  нуждаются в длительной, комплексной, регулярной и  интенсивной  помощи специалистов различных служб. Общественным инспекторам было предложено выступить в роли координаторов  реабилитационных усилий специалистов, работающих с  семьей.
   Важным итогом общей деятельности стала разработка положения о социальной семейной реабилитации, которое было утверждено в ноябре 2010 года  Документ определил цели и  задачи работы с семьей, принципы ее организации и проведения, разграничил ответственность Управления образования  и образовательных учреждений в работе с семьями, утвердил порядок взаимодействия Управления образования со специалистами образовательных учреждений,  права и обязанности как специалиста сопровождения, так и семьи.
   За два минувших года увеличился объем и качество помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, - сообщила заместитель главы Заполярного района по социальным вопросам Елена САБЛИНА. – Например,  содействие в трудоустройстве  в 2008 - 2009  учебном году  получили 8% семей, в 2009 - 2010 учебном году -  11% семей, помощь в  лечении  в 2008 - 2009 учебном году    получили 1,3.% семей, в 2009 - 2010 учебном году  7 % семей.  В 2008-2009  учебном году семей, показавших положительную  динамику и снятых с контроля, было 7,6 %, по результатам минувшего учебного года их стало 13%.  Конечно, с  такими семьями работать трудно, это признают все специалисты. Больше всего трудностей вызывает проблема  алкоголизации среди данного контингента, работа  с ними требует особых профессиональных умений. Но положительная динамика есть, накоплен  первоначальный опыт работы, заложен фундамент для дальнейшей реализации важнейшего проекта, направленного на реабилитацию «трудных» семей.
   Одним из его очевидных плюсов стала систематизация всей имеющейся информации об этой категории семей. Была сформирована и скорректирована  база данных о семьях, состоящих на контроле в  образовательных учреждениях и Управлении образования Заполярного района. Кроме того, в ходе работы с родителями были оформлены письменные согласия на реабилитационную работу или отказ от нее, заполнены диагностические карты, составлены планы реабилитации.
   - Пакет документов, который заполняют на каждую семью специалисты образовательных учреждений, стала несомненными подспорьем в работе, - отметила ведущий специалист по охране прав детства Управления образования Валентина РУДНЕВА. – С его помощью можно  производить диагностический срез существующей ситуации в семье и отслеживать ее динамику. Понятно, что с введением дополнительной документации бумажной работы у специалистов прибавилось, но то, что это «работает» на результат – очевидно.
   Еще одним положительным итогом двухлетней работы стала формирование команды специалистов, непосредственно работающих с «трудными» семьями.  На сегодняшний день в Заполярном районе в нее включены специалисты 35 образовательных  учреждений в 24 поселениях. В группе единомышленников:  общественные инспекторы по охране прав детства, социальные  педагоги,   педагоги-психологи.
   По словам специалистов, система работы с семьями будет развиваться  дальше. В течение  текущего учебного года будет разработано дополнительное положение о работе с семьями, состоящими на контроле в Управлении образования Заполярного района. Необходимость разработки документа связан с тем, что режим семейной реабилитации -  только часть процесса, который проходит семья, уклоняющаяся от исполнения родительских  обязанностей. Необходимо четко определить критерии постановки семьи на контроль, временные параметры контроля, критерии снятия семьи с контроля, порядок работы с семьей, отказавшейся от реабилитации, порядок взаимодействия Управления образования с субъектами профилактики.
   - Только объединение общих усилий, целенаправленная и систематическая работа  поможет найти выход из любой беды, в которую попадают семьи – сказала Елена САБЛИНА. - Наши установки должны быть устойчивыми и отражающими гуманистически ориентированные ценности. Дети и подростки, живущие в нашей стране,  округе,  районе, говоря словами президента РФ Д. Медведева, «должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать достойными гражданами. Мы обновляем страну, обновляем общество, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И  по большому счету все, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего – для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше, чем мы, чтобы смогли сделать то, что может быть, не успеем сделать мы. Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России».